Влияние музыки на мышление человека
Мышление - высшая форма человеческой активности, процесс познания внешнего мира и самого себя. Данный познавательный процесс соотносит опыт ощущений и восприятий, сопоставляет, сравнивает и различает. Согласно теории Рубинштейна, все мыслительные операции первоначально возникают как практические операции и лишь позднее становятся операциями теоретического мышления.
Музыкальное искусство существует как в практическом действии в виде исполнения на различных инструментах или пения, так и в теоретическом - как абстрактное звучание.
Можно сказать, что музыка оказывает эффективное "прямое" влияние на развитие процесса мышления и через игру на инструментах, и через пассивное или активное слушание музыки.
Совершенно определённо доказано (исследования Кольцовой), что тренировка пальцев рук с помощью тонких координированных движений является мощным средством активации коры головного мозга. Движения кисти руки в значительной степени ускоряют созревание не только сенсомоторных зон коры головного мозга, но и центра речи, и, также, способствуют интеграции деятельности мозга. Например, развитие бимануальной координации у детей сопровождается усилением межполушарных связей, так как ускоряется созревание мозолистого тела.
Тамбовские учёные (Маляренко с соавторами) установили, что упражнения для пальцев рук ускоряют процесс образования и закрепления условных рефлексов. Как работают условные рефлексы и какую роль они играют в формировании процесса мышления, описал в своих научных работах Павлов. Мышление формируется именно через практическую деятельность человека, а уже затем становится теоретическим. Сначала появляются понятия, а потом суждения, умозаключения, аналогии...
Поэтому многие педагоги говорят о том, что необходимо окружить ребёнка разнообразной деятельностью в дошкольном возрасте, так как это способствует развитию сначала практического мышления, а затем и теоретического. Из жизненных примеров известны обратные случаи: мышление не развивались дальше практического, так как ребёнок в раннем детстве был лишён богатого разнообразия общения и условий. Я говорю о детях-маугли.
Малыши общались, используя только навыки практического мышления, и сензитивный период, когда формируются нейронные связи, идёт созревание мозга, был упущен. В итоге восполнить этот пробел впоследствии не удалось, отвлеченное аналитическое мышление у детей-маугли так и не сформировалось.
В раннем детстве происходит активное формирование высшего психического процесса - мышления. Отечественные (Маляренко, Кольцова) и зарубежные (Шоу, Ленг) учёные независимо друг от друга пришли к одному выводу: раннее музыкальное обучение является эффективным средством активации высших функций мозга, и, в частности, абстрактного мышления.
Раннее музыкальное обучение открывает доступ к врождённый нейронным механизмам, ответственным за восприятие, понимание и воспроизведение, расширяет использование этих механизмов для высших функций мозга. Игра на музыкальных инструментах способствует созреванию и развитию мыслительных операций.
Ну а если не играть? Если только слушать музыку? Тогда необходимо разделить влияние музыки на физиологические процессы организма человека и на способность интеллектуально созерцать звучание музыкальных произведений. Каждый индивид может слушать музыку на эмоционально-чувствительном уровне, но вот для того, чтобы мыслить абстрактными музыкальными категориями, необходим определенный уровень специального образования или самостоятельного обучения.
Обыватель, прослушав какое-либо известное классическое произведение, может сказать лишь, понравилось оно ему или нет. А профессиональный музыкант начнёт не просто эмоционально включаться в музыкальный язык произведения, а попытается проанализировать исторический контекст, лейт-мотивы, если они там есть, мелодику, соотнести форму, объяснить различные музыкальные зарисовки. Мыслечувствует музыку. Такой термин существует в методологии изучения восприятия музыкальных произведений (Иванченко).
Несомненно, музыка влияет на физиологические процессы в организме, и в подтверждение этому существуют многочисленные отечественные и западные экспериментальные исследования.
Виной всему вибрация, которая исходит от звучащей музыки. Звук с точки зрения физики - это определённые колебания воздуха, продольные волны, энергия. Человек - существо физическое и поддаётся действию физических законов. Соответственно, звуковые колебания (музыка) влияют на пульс, частоту сердцебиения, на пищеварение и т.д.. Разная музыка воздействует на физиологические процессы по-разному....
Результаты, полученные, например, при экспериментальной проверке влияния классической и рок музыки на человека (Иванченко, Авдеев, Семёнов), показали существенные различия.
Так, классическая музыка оказывает просветляющее, катарсическое действие на мыслительную деятельность и эмоциональное состояние индивида. А вот рок-музыка - растормаживающее, подавляющее, угнетающее интеллектуальную сферу, и в целом она отрицательно влияет на эмоциональное разнообразие человека.
Знания об особенностях влияния музыкальной вибрации на состояние человека использовали и в прежние времена. Например, учёные (Рогалева) в своих работах подтвердили активное действие колокольного звона на человека. В определенных вибрационных соотношениях колокольным звоном лечили от различных заболеваний. Благотворное влияние колоколов можно почувствовать и в наши дни, например, на службе в храме. В других случаях действие может быть пагубным, если звуковые волны слишком сильные и интенсивные. Знание о негативном действии колокольного звона использовали в средние века при казнях. Казнь "под колоколом" считалась одной из самых страшных.
Сведения о влиянии вибрационных потоков музыки на человеческий организм использовали и в католических храмах. Так, например, в оргАны были встроены специальные трубы, игра на которых вызывала сильнейший резонанс. Человек, услышав такие звуки, мог сразу потерять сознание. Какой эффект производили проповеди, когда часть публики на кульминационном моменте вдруг лишалась сознания! Прихожане ведь не догадывалась, что все дело в частоте и силе вибраций огромного музыкального инструмента.
Согласно исследованиям Березовчук, определенный повторяющийся ритм музыки притупляет сознание, вплоть до полного отключения этой высшей функции. Так, к примеру, танцы у костра у некоторых африканских племён, ставили своей целью достижение некоторого транс-состояния, когда сознание человека переставало функционировать. Люди начинали подчиняться чувственному началу, не думали ни о чем, их действиями можно было управлять извне. Такое состояние личности достигалось при помощи длительного по времени специфического ритмичного сочетания звуков там-тама и повторяющейся мелодии.
Почему, к примеру, поп-музыку достаточно часто обвиняют в том, что она притупляет мыслительные процессы? Такая музыка может быть и мелодичной, и красивой по звучанию, но вызывает лишь чувственные ощущения. Именно за счёт бесконечного сочетания простых долей в размере 2/4 в поп-музыке происходит то же влияние на психические операции человека , что и при звучании ударных у костра... Сознание отходит на второй план, а эмоции вырываются " наружу".
Обратите внимание, какое количество маршевой музыки было написано в советское время. Ровный размеренный ритм, чёткое ритмичное сочетание сильных и слабых долей с одной стороны служили отражением той действительности, которая существовала в это время (коллективизм, обсуждение и решение всех, в том числе и личных вопросов, на общественных собраниях, продвижение в массовое сознание идей социализма), а с другой... Возможно, это ещё одна попытка управления человеческим сознанием? Ровная, ритмичная музыка чёткими правильными долями поднимала настроение, вызывала ощущение энергии и движения вперёд, но, вероятно, тормозила развитие индивидуальных мыслительных операций.
Музыка выходит за рамки простого влияния на мыслительные процессы.
При помощи музыкального языка можно лечить такие заболевания как аутизм, болезнь Паркинсона, эпилепсию, корректировать задержки психомоторного развития (согласно исследованиям Шоу, Ленг, Маляренко). А можно иОсобую роль музыка играет в развитии ассоциативного мышления. В силу своей абстрактности музыка помогает создать ассоциативный мир человека. Ассоциации объединяют понятия с представлениями и эмоциями. Большую роль ассоциации играют в переходе от чувственного восприятия к интеллектуальному. В раннем возрасте оперирование ассоциативным рядом помогает освоить новые знания. тормозить развитие мыслительных операций, если существует такой "заказ" или установка, или даже просто по незнанию.
Согласно исследованиям Овсянкиной, развитие ассоциативных представлений средствами музыки способствует появлению новых смысловых связей, позволяет генерировать необычные идеи, помогает в поиске новых решений. Многие известные композиторы и исполнители, дирижёры обладали великолепным ассоциативным мышлением, что позволяло им оперировать огромным объёмом информации, продуктивно действовать в неожиданных и даже экстремальных условиях. Например, ассоциации составляли сильную сторону духовной жизни Рихтера, что помогло ему с успехом концертировать в последнем, самом длительном турне.
Воспитание и развитие ассоциативных связей через музыку, как считают многие педагоги, необходимо начинать как можно раньше, пока мозг ребёнка пластичен и чувствителен. Первоначально работу необходимо строить через внемузыкальные ассоциации, так как музыкальный кругозор ребёнка находится ещё на стадии развития. Со временем, при накоплении слушательского опыта, можно постепенно подключать и музыкальные ассоциации.
Такое воспитание способствует становлению абстрактного мышления, а высокий уровень развития данного вида мышления формирует целостность и эффективность реализации всех мыслительных процессов.
Возможно, музыка - это вершина абстрактного мышления человека. Она и развивает, и сама по себе является результатом мысли и чувств человека. Уровень восприятия музыкального произведения зависит и от уровня мышления личности. Слушайте больше, внимательнее, так, чтобы ваше мышление развивалось и совершенствовалось.
С чего начать? Единого рецепта не существует, ведь каждый человек уникален по своей природе, а значит и музыкальное искусство переплетается в его понимании удивительными нитями познания..