Память

Приводя своих чад на музыкальные занятия, родители уверены, в том, что именно музыка разовьет память ребёнка. Так ли это? Действительно ли музыкальное искусство эффективно и положительно влияет на данный когнитивный процесс?

История музыки пестрит различными рассказами о детях-вундеркиндах (вспомним детство Баха, Моцарта или Бетховена), которые легко запоминали огромные музыкальные тексты, проявляя неординарные способности памяти.

Если великие композиторы и исполнители обладали необыкновенной памятью, то она развилась за счёт музыки или, наоборот, гениальная память послужила толчком для выбора профессии музыканта? Роль памяти действительно так значима для музыканта? Можно ли развить память, занимаясь музыкой?

*****

Итак, краткая справка!

Память - это психический процесс, позволяющий мозгу запоминать, хранить и воспроизводить какую-либо информацию.

  • По времени сохранения выделяют долговременную и кратковременную память.
  • По ведущему типу анализатора - аудиальную, кинестетическую, визуальную, обонятельную.
  • По способу запоминания - механическую и логическую...

Обьем памяти равно зависит как от генетической наследственности, так и от особенностей жизни человека.

Так, например, Моцарт, генетически обладая невероятной памятью, возможно, не смог бы развить и проявить её, если бы не занимался с самого раннего детства тренировкой своих способностей (с раннего дошкольного возраста Моцарт учился играть на разных музыкальных инструментах под руководством своего отца и выступал перед публикой).

Клиберн (известный американский пианист) обладал необыкновенной памятью, исполняя сложнейшие пассажи в 11-12 лет... Из его биографии мы знаем, сколько труда было положено им и его матерью, чтобы достичь такого совершенства в исполнении...

Возьмём обратный вариант. Ребёнок рождается со стандартными задатками работы памяти. Можно ли развить память до уровня гениальности? Можно ли усовершенствовать навыки запоминания?

*****

Память - это познавательный процесс, представленный в работе полушарий головного мозга человека. Эффективность развития данного когнитивного процесса зависит в первую очередь от физиологического состояния личности. На развитие памяти благотворно влияет сон и правильное питание. Позитивно воздействуют на работу памяти занятия языками и поэзией. А музыка? На взгляд многих отечественных и зарубежных учёных - музыка является универсальным источником совершенствования данного психического процесса.

Ещё в начале прошлого века такие великие учёные, как Бехтерев, Павлов, Анохин, исследуя особенности воздействия музыки на мозг человека пришли к выводу о том, что музыка оказывает сильнейшее действие на кору больших полушарий.

В начале 21 века исследования, проведённые в национальном институте здравоохранения США профессором Худзяк (Hudziak) доказали, что игра на музыкальных инструментах способствует активному развитию мозга человека. В процессе игры происходит некая тренировка для мозга, который наращивает "интеллектуальные мышцы". Сам профессор был так впечатлен результатами исследования, что в возрасте 56 лет решил научиться играть на скрипке. " И пусть мои способности в исполнении скромны, зато я чувствую, что моя память стала сильнее и крепче" - резюмировал о своих достижениях Худзяк. Ну, если музыка благотворно влияет на развитие памяти после 50 лет, то что говорить об этом влиянии в раннем возрасте!!!

*****

С рождения до 3 лет мозг человека стремительно развивается. Формируется и изменяются нейронные связи. Несомненно, музыкальное развитие оказывает огромное влияние на нейропластичность мозга.

Так, в конце 20 века группа отечественных учёных (Маляренко с соавторами) пришла к выводу о том, что воздействие музыкой "обладает наибольшей эффективностью в период ускоренного развития мозга“, а именно в возрастной период с 1,5 до 5 лет.

В этом возрасте воздействие внешней среды оказывается наиболее мощным, так как начинают реализовываться генетически обусловленные природные задатки ребёнка.

Родись Моцарт, к примеру, не в Австрии, а в Африке, и даже имея необыкновенную память, смог бы он её развить без активного участия своего отца (музыканта-педагога) и окружающей культурной среды? Нам повезло, что этот гений попал в нужное место, к нужным людям в определённый отрезок исторического времени...

Но и о своих маленьких гениях мы не должны забывать. Необходимо создавать специальную музыкальную среду для развития и совершенствования памяти у малышей. И отечественные, и зарубежные исследователи, в своих работах пришли к одному выводу: раннее музыкальное обучение является эффективным средством активации высших функций мозга, в частности - памяти.

*****

В раннем детстве процесс становления памяти как психического процесса имеет ряд особенностей, зная которые можно создать действительно благоприятные условия для его развития.

Итак:

  • - дети - счастливые обладатели так называемой " исторической памяти". Ребёнок способен долгое время помнить возможно и незначительную, но эмоционально значимую, впечатлившую малыша информацию. Поэтому иногда психологи и педагоги говорят, что то, что заложено в ребенка до трех лет, останется с ним навсегда.

  • - в раннем дошкольном возрасте дети запоминают материал неосознанно. Запоминание и воспроизведение информации происходит автоматически, без специального заучивания, так как развита в этот возрастной период непроизвольная память.
  • - преобладает механический способ запоминания материала. В раннем возрасте отсутствует мотивационно-волевой компонент, поэтому дети "схватывают" информацию, не задумываясь для чего и зачем она им нужна - механически.
  • - существует понятие реминисценции - признанный отечественным психологами (Рубинштейн) процесс становления памяти у маленьких детей, при котором запоминаемый материал может быть целиком продемонстрирован ребёнком через какое-то время. Сам по себе факт реминисценции парадоксален, но дети через некоторое время (например, через 2 месяца, или даже через год) действительно демонстрируют улучшение воспроизводимого материала. Такой феномен объясняется работой эмоционального напряжения, вызванного сильным аффективным воздействием материала и последующим действием эмоционального торможения, следующего за переживаемым впечатлением. Информации надо "как бы дать "отлежаться".
  • Учитывая перечисленные особенности развития памяти у детей можно сказать, что эффекты впечатления, эмоционального насыщения, внутренней включенности, присутствующие в музыкальном восприятии, являются основой для развития данного когнитивного процесса в раннем детстве.

    А как развита ваша память? Если вы вспомните и перечислите, не подглядывая, 7 фамилий из прочитанного текста, то можете смело хвастаться своим знакомым, что с этим познавательным процессом у вас все отлично!