Рождение и взросление Метода “БэбиФуГа”

Наверное, если говорить о самом рождении, то этот метод родился когда-то очень давно, ещё когда я была школьницей. Мне всегда нравилось создавать определенное игровое пространство для детей, целью которого было не просто весёлое времяпрепровождение, а обучение.

Сначала я придумывала интересные игры в классах, когда была вожатой. Затем в музыкальном училище создавала мотивационные игры, чтобы детки, которые ходили ко мне на пед. практику, занимались с удовольствием. В школе, где я работала простым учителем музыки, каждый урок старалась сделать незабываемым. Мне хотелось, чтобы школьники полюбили классическую музыку.

Однажды ко мне пришла мама с малышкой 1,5 лет и попросила позаниматься ней. Я была обескуражена. Но согласилась встретиться. Мне было очень любопытно.

Малышка бегала весь урок. Я пыталась что-то играть на инструментах, показывать карточки. К моему удивлению, Лена, (так звали маму девочки), сказала, что ей и дочке очень понравилось на занятии. Ей хотелось бы, чтобы маленькая Марина узнала о композиторах, о том, что такое музыка. А главное с РАДОСТЬЮ занималась на инструментах и пела.

Я стала анализировать, записывать, придумывать как можно преподнести азы музыкального искусства маленьким детям. И увлеклась. Надолго. До сих пор я сочиняю, импровизирую вместе с детьми и для них.

*****

Больше всего меня удивляет то, что малыши способны легко и непринуждённо запоминать огромный объем информации. Музыкальные игры и песенки порой создаются в процессе самого занятия. Ведь у малышей свой детский взгляд на происходящее, и необходимо подключить всю свою наблюдательность и сообразительность, чтобы изучаемый материал был понятен для маленьких детей и усваивался ими.

За многолетний педагогический опыт сложились и выкристаллизовались самые эффективные приёмы, способы, принципы подачи музыкального материала для самых маленьких.

Научная работа (диссертация) помогла структурировать знания о детском музыкальном образовании и апробировать авторскую методику раннего музыкального развития в детских садах.

*****

Метод раннего музыкального погружения я использовала и занимаясь со своими сыновьями. В первую очередь для меня это было время глубокого эмоционального гармоничного взаимодействия, где музыка выполняла роль посредника. Музыкальные игры вызывали восторг у моих малышей. Я не успевала записывать все, что мы творили и сочиняли на занятиях. До сих пор вспоминаю об этих уроках с большой нежностью и радостью.

Благодаря раннему музыкальному погружению все трое моих сыновей достаточно эрудированы, любознательны, любят читать и искать ответы на сложные вопросы. Они не зависимы от компьютера.

Те же отклики о методе БебиФуГа я слышу от многих родителей моих учеников. Раннее музыкальное обучение создало фундамент для развития ЛИЧНОСТИ. Таких основополагающих черт как нравственность, целеустремлённость, терпение, трудолюбие, скромность в общении и уверенность в выступлении перед публикой.

Поэтому недавно, совершенно спонтанно, возникло и такое название метода - БебиФуГа. Главное в методе - это развитие личности РЕБЕНКА (Беби) средствами музыки. Фуга - это многоголосное музыкальное произведение. А в данном методе действительно звучит несколько голосов, несколько линий для развития личности. Занимаясь музыкальным искусством по методу БебиФуГа ребёнок развивает и свою память, и внимание, и мышление и речь.

*****

Погружаясь в игровую музыкальную деятельность, пребывая в различных специально созданных ситуациях, малыш, сам не замечая того, активно учится. Основное отличие данного метода в том, что ребёнок не осознает, что его учат. Он как губка впитывает все, что предлагает ему специалист. Поэтому нет необходимости в постоянном контроле знаний. Ребёнок все выдаёт сам. Благодаря методу Он умеет петь, играть, читать, сочинять, рассказывать и постоянно демонстрирует свои знания не только на самом занятии, но и дома. В этом-то и ценность метода БебиФуГа. Малыш узнает и свои возможности, и познает музыкальное искусство одновременно.

Такой подход созвучен и способу восприятия действительности в раннем детстве. А именно - синкретичности. Ребёнок не отделяет себя от окружающего мира, я-концепция ещё не сформирована. Всё, что происходит с ним, одновременно происходит и во всем мире и наоборот . Поэтому основной моей задачей было найти такой подход, такой способ, такие приёмы, которые бы отражали и задействовали эту особенность - целостное восприятие мира малышом.

Детворе до 5 лет совершенно не подходят приёмы, предлагаемые для старших дошкольников.. Педагогическая литература пестрит песенками, играми, которые никак не воспринимаются малышами. Главной опорой могут служить лишь известные народные детские потешки и попевки. Наши прапрабабушки, наверное, знали, что нужно для раннего развития малышей...

Ну, как вы предложите спеть ребёнку 1,5 - 2 лет песенку на слова: "Ежик шарит по кустам, пищу ищет тут и там". Из сборника песен для детей 2 лет? Учтите, что дети в 2 года даже если и хорошо говорят, то не выговаривают букву Щ. А вместо нее произносят С...

Вот так и я, обложив себя детскими сборниками для самых маленьких, посмеявшись вместе с родителями своих подопечных над тем, что получается при пении слова "пища", стала придумывать то, что доступно и понятно малышам.

Сам метод постоянно развивается и улучшается. В настоящее время я работаю над тематикой "музыкальных гостиных", записываю новые учебные диски, составляю интерактивные занятия по музыкальной теории для малочисленных детских групп, сотрудничаю с композиторами, дирижёрами, хоровиками, пианистами. Возможно, в ближайшие годы появятся новые песенки для малышей и новые учебные диски с классикой.

Когда-то взросление метода БебиФуГа закончится. И даже, как и все методы раннего развития, он останется лишь в записях и воспоминаниях у многочисленных моих учеников и педагогов.

Ведь нет ни одного универсального метода, удобного и понятного всем. На мой взгляд, личность каждого человека кардинально меняет каждый метод на свой лад.

Но, возможно, знакомство с методом БебиФуГа, поможет вам иначе взглянуть на возможности раннего детского возраста, на свои профессиональные знания, на силу музыкального воздействия.