Внимание

Зачем заниматься музыкой? Не только для того, чтобы развить свои музыкальные задатки. А для познания себя и окружающего мира.

Человек изучает окружающий мир при помощи познавательных процессов, таких как память, мышление, воображение, речь и др.

В раннем детстве музыка оказывает особенное позитивное воздействие на эти процессы.

Давайте разберемся, как?

*****

Итак, начнём со внимания...

Внимание, внимание!!! Мы начинаем!!!

На самом деле, внимание - один из основополагающих процессов в обучении вообще.

Без развитого произвольного внимания невозможно никакое образование.

Краткая справка.

Внимание - один из познавательных процессов, позволяющий человеку сосредотачиваться на определённом предмете или действии.

В зависимости от характера направленности и сосредоточенности выделяют такие виды внимания как непроизвольное, произвольное и постпроизвольное.

Непроизвольное внимание - внимание вызванное каким-либо раздражителем, без сознательного и волевого выбора. Данное внимание не требует волевых усилий у человека, а возникает рефлекторно, как отзыв на яркие раздражители.

Произвольное внимание - вид внимания, требующий специального сосредоточения, определённого волевого настроя. Возникает при сознательном выборе человека.

Ну и, постпроизвольное внимание - это внимание, которое характеризуется такой сосредоточенностью личности на предмете или процессе, при котором отпадает необходимость в определённом напряжении волевых усилий. Предмет или процесс "затягивает", вызывает такой интерес у человека, в результате которого концентрация внимания сохраняется долгое время без специального усилия воли.

*****

В раннем возрасте, как вы, наверное, уже догадались, работает непроизвольное внимание....

Задача любого взрослого помочь ребёнку развить качественное произвольное внимание. Которое и является основой любого процесса обучения!

Активно развивается произвольное внимание с 6-7 месяцев до 7 лет.

После 7 лет можно говорить о качестве сформированного произвольного внимания.

Поэтому так важно создать определённые условия для эффективного развития произвольного внимания у малышей. Мощным фактором для формирования произвольного внимания у маленьких детей является музыка.

Музыка вызывает эмоциональный отклик, то есть действует на внимание, выраженное в чувственной сфере ребёнка. Слушание живых инструментов волнует, увлекает малышей. Даже в 6-7 месяцев, услышав минорную музыку, малыши не остаются равнодушными и даже могут расплакаться от эмоционального волнения.

Источник музыкального звучания привлекает ребенка. Услышав какой либо звук малыш "замирает", начинает искать причину возникновения звука. Некоторые малыши способны слышать очень высокие звуки и проявляют беспокойство, пока не найдут источник звучания. Так, например, 6 месячный малыш, гуляя в коляске около дома, услышав звук пролетающих птиц не мог успокоиться, пока не нашёл черную точку в небе, издающую такой звук. На какое-то время внимание малыша стало предельно сконцетрированным. Все его тело находилось в некотором напряжённом поиске. Через тело дети порой выражают и характер звучания музыки.

Ритмичная музыка заставляет некоторых крутить попкой, стоя на четвереньках, раскачиваться плавно в такт какому-нибудь вальсу, или даже показывать движение мелодии руками... Никто не просит малыша в это момент слушать музыку и изображать её... Малыш сам внимает. Он слышит, его внимание сконцетрировано на звучании и находит свое выражение в различных движениях.

Неспроста даже для достижения дисциплины использовались звуковые сигналы. Звонок в школе, горн при построении, звонки в театре, свистки на тренировках, звуковое сопровождение сфетофоров и пр. звуковые сигналы являются активными помощниками в привлечении внимания.

Когда малыши "галдят", достаточно издать какой-то интересный необычный звук и "вуа-ля" - дети с любопытством ищут его источник, в помещении наступает учебная тишина.

*****

Музыкальная вибрация вызывает отклик в больших полушария головного мозга человека. Звуковой раздражитель является одним из мощнейших факторов запуска работы произвольного внимания. Поэтому использование музыки, звучание живых инструментов, пение являются активным источником формирования и развития произвольного внимания в раннем детстве. Педагог, зная, как привлечь внимание детей при помощи звуков и музыкального сопровождения, может создать благоприятные условия для развития произвольного внимания у малышей.

Но необходимо помнить об особенностях работы внимания в раннем детстве.

Оно не отличается устойчивостью, достаточно короткое по времени продолжительности (6-8 секунд), зависит от физиологического состояния ребёнка.

Если он хочет спать или пить, или у него режутся, зубки, как ни старайтесь, как ни играйте и не привлекайте малыша, он увлечется на пару секунд. Если вы ожидаете, что малыш внимательно будет слушать классическое произведении 2-3 минуты...

Что ж..., проверьте, не уснул ли он уже?)))

В процессе игры на каком-то музыкальном инструменте малыш резко может бросить его, если вдруг увидел что-то более яркое и привлекательное (внимание-то пока не устойчиво).

Тем не менее, именно музыка является помощником в организации внимания у детей дошкольного возраста не только на музыкальных занятиях, но и на занятиях плаванием, лепкой и рисованием, на массаже, английском и т.д.

Почему? Интеллектуальная сфера детей находится пока только в стадии развития.

А слышать звуки (не говорим об отклонениях) могут все! И мы уже знаем, как звук и звучание действует на состояние мозга. Он активизируется, начинают работать нейронные связи, возникает внутренний отклик на происходящее.

Поэтому гораздо эффективнее использовать на занятиях с малышами какой-то сигнал, музыкальное сопровождение, пение, привлекающее их внимание, чем окрикивать и приказывать. Ведь мыслительные процессы у детей в раннем детстве находятся ещё на начальной стадии развития. И для малышей естественнее проявить эмоциональный отклик на звучание, чем вникнуть и среагировать на длинную и иногда непонятную для него речь взрослых.

На мой взгляд, музыка является универсальным средством развития внимания у детей!