Речь
Наверное, даже школьник сразу скажет, что музыка влияет на развитие речи, так как обогащает словарный запас. И действительно, пение песен расширяет диапазон употребляемых слов, способствует формированию культуры речи.
Речь - средство общения с другими людьми, одна из форм существования сознания (Рубинштейн). Функция речи и языка заключается в отражении бытия. Генетически речь связана с мышлением. Ведь слово является формой существования понятия, формой существования мысли. Поэтому можно смело утверждать, что механизмы влияния музыки на речь и мышление тождественны. Но воздействие музыкального искусства на речевую деятельность человека имеет и свои специфические особенности. Давайте попробуем разобраться, почему.
Оказывается, способность к членораздельной речи и пению находится в одних зонах коры головного мозга!
Центры различных анализаторов (слуховых зрительных, двигательных и пр.) расположены в коре головного мозга достаточно упорядоченно и формируют единую целостную систему.
Клинические исследования позволили установить речевые зоны коры головного мозга.
Такими, к примеру, являются лобная и височная доли, а также центр Брока и центр Вернике. Корковый отдел анализатора слуха также находится в височной зоне. В лобной доле сосредоточены не только речедвигательная зона, но и центр, отвечающий за способность к пению.
Активизация данных зон коры головного мозга через пение или слушание музыки параллельно благотворно воздействует и на речь человека. Знание о таком влиянии музыки на речевые зоны коры головного мозга используют, например, при лечении и восстановлении речи и сознания пациентов после черепно-мозговых травм. Общение через пение, слушание музыки являются своеобразным "массажем" или тренажёром для развития сознания и речи.
Универсальность влияния музыки на мозг человека заключается в том, что она воздействует сразу на оба полушария.
Правое полушарие мозга ответственно за эмоциональную выразительность речи и интонацию. Левое - за понимание и воспроизведение речи, логику, аналитическое мышление. Под воздействием музыки активизируется работа обоих полушарий. Более того, эта работа гармонизируется, так как происходит стимуляция информационного обмена между полушариями.
Ведь, с одной стороны, музыка - это чувственная сфера и влияет на эмоциональный настрой, аффективное состояние (то, за что отвечает правое полушарие). С другой же - музыкальное искусство требует некоторого аналитического подхода, определённого уровня знаний (работа левого полушария). И, конечно, как вы можете догадаться, если в музыке появляются языковые конструкции, происходит влияние на левую полусферу.
В подтверждение этой мысли приведу в пример исследование шотландский учёных (Форджерд, Уиннер). Преподаватели Сент - Эндрюсского университета выяснили, что дети, которые интенсивно занимались музыкой более трех лет, превосходили своих сверстников в логическом мышлении и словарном запасе.
Музыкальные занятия оказывают позитивное влияние на межполушарную организацию, на процесс латерализации - распределения психических функций между правым и левым полушарием.
Очевидно, человеческий слух не сводится лишь к простым реакциям слухового рецептора.
Для звуковой семантики существенное значение имеют ФОРМАНТЫ (Рубинштейн). Форманты - это частичные тоны, которые возникают вследствие резонансных свойств полости рта и глотки, производимые в каждом звуки речи. Для каждого произносимого звука существуют определённые характерные области резонанса. Наличие данных частот в музыкальном искусстве, будь то пение, или тембровое звучание инструментов и роднит обычную человеческую речь с музыкой.
Профессиональные вокалисты очень тонко используют знание о формантах. И могут исполнять любые произносимые звуки с такой частотой тонов, какие им необходимы для эмоционального воздействия на слушателей. К примеру, у вокалистов одной известной американской школы (Estill Voice) работа с формантами играет ключевую роль и определяется как технология работы с Фигурами (специальными упражнениями) по контролю голоса.
Все инструменты симфонического или народного, других оркестров также обладают качеством извлечения специфических звуков. Именно по тембру (по частичным тонам) можно отличить звучание гобоя от скрипки. Кстати сказать, по формантному признаку из всех инструментов звучание скрипки наиболее приближено к звучанию человеческого голоса. "Берет за душу; не возможно слушать без слез" - так характеризуют свое впечатление те, кто услышал скрипку живьём. А вот, механическая запись не производит такого впечатления!!!
Когда играет оркестр по телевизору, только искушённые музыканты не переключают на другой канал.... У механического звучания свои области резонанса. Природные естественные форманты музыкальных инструментов, живого голоса искажаются при записи и воспроизведении и теряют свою исключительность. Если вам интересно как работают с резонансом, как изменяется звук в различных пространствах, то попробуйте найти ответы на эти и другие подобные вопросы в психоакустике.
И речь, и музыка, даже очень громкая, но лишенная формант, специфичных для каждого звука (например при несовершенной телепередаче), становится неразборчивой, трудноразличимой, теряет смысл. И, как бы наоборот, многие характерные особенности частичных тонов настолько незначительны, что не могут быть уловлены физическими аппаратами. Но они легко воспринимаются и улавливаются человеческим слухом!
Поэтому человеческий слух так ласкает родная речь, с привычными формантами. И, возможно, поэтому гармоничное звучание многих музыкальных инструментов оказывает благоприятное воздействие на слуховой аппарат человека. Может быть именно в тонких, не воспринимаемых механическими аппаратами (роботами) частичных тонах скрыт секрет чувственного, истинно человеческого общения между людьми.
Для качественного общения необходимо чёткое и правильное произношение, а именно - Артикуляция (синхронная работа органов речевого аппарата, способствующая образованию звуков). И снова музыкальное искусство приходит на помощь!
Говорить правильно необходимо не только дикторам или лекторам. Красиво произнесенное слово может быть успешным орудием в достижении поставленной цели. А умение общаться иногда становится определяющим фактором в построении карьеры, успеха в учёбе.
Существуют различные подходы и методы для достижения чёткости произношения дикционной речи. Одним из них являются занятия вокалом. Профессиональное пение требует ясного донесения слова. Для качественного звукоизвлечения певцы используют различные приёмы и техники для развития артикуляционного аппарата. А это, в свою очередь положительно влияет и на речевую активность.
Занятия пением не только способствуют развитию речи, но и помогают избавиться от заикания и астмы. Из своего личного опыта могу сказать о том, что ранние занятия музыкой помогают деткам с различными логопедическими трудностями в освоении речи.
Из всех предметов, развивающих речь человека музыка является негласной королевой.
Она одновременно задействует и эмоциональную, и интеллектуальную сферу личности. Музыкальное искусство гармонизирует работу речевых зон коры головного мозга. Пение является самым доступным инструментом для работы с речевыми аппаратом. В отличие от других способов работы с речевой деятельностью, музыка синтезирует в себе сочетание различных нейропсихических функций. Музыкальное воздействие выступает как проводник межструктурных, коммуникационных систем мозга и поэтому является особенно ценным.