Необходимость раннего развития
Далеко не всем подходят занятия в раннем возрасте. С уверенностью на 100 процентов можно сказать, о том, что раннее развитие - прерогатива людей увлеченных, любознательных и целеустремленных. Абсолютно никакого отношения к финансовому "чесу" раннее развитие личности ребенка не имеет.
Почему? Потому что у истинного развития нет временнЫх рамок. Никогда не поздно и никогда не рано заниматься собственным развитием или развитием детей.
Развитие - это постоянное изменение, познание, рост, путь.
Так что же тогда такое раннее развитие ребёнка?
В первую очередь - это внимание! Внимание к потребностям и интересам маленького человека. Гораздо проще дать ребёнку соску, надеть памперс, поставить перед глазами планшет, усадить в кресло-качалку, чем разобраться и попробовать понять, почему ребёнок беспокоится, как помочь ему приучиться к горшку, удовлетворить его стремление к познанию окружающего мира.
Внимательные взрослые не меньше ребёнка увлечены познанием окружающего мира через призму растущей личности.
Вместе с малышом они заново открывают законы природы, замечают мелочи, которые раньше не видели, с удовольствием играют в игры и с увлечением поют, рисуют, читают...
Зачем же тогда заниматься отдельно и специально на каких то занятиях да ещё и в 1,5 - 2 года? Ведь и так все замечательно! Играют, поют, рисуют - в общем-то занимаются. И достаточно! "Мы росли и выросли, все нормально, и наши дети тоже спокойно сами всему научатся! И в свое время! В садик пойдут, в школу, и там их всему научат!"...
Вот тут то и скрыто основное отличие раннего развития личности от равнодушия и безразличия.
Это позиция - сами научатся, потом, научат другие в школе.... Это "Стоп" на развитии вообще. А как дети это сделают, если они не чувствуют внутренней потребности узнавать и познавать? Не знают, что читать можно с увлечением вовсе не для того, чтобы сдать пересказ в школе на оценку или ответить в саду на вопросы воспитателя.... А просто потому что это действительно интересно, книги ведь созданы не для того, чтобы проходить их по школьной программе.
Музыка - не для того, чтобы сдавать зачёты в музыкальной. Спорт - не для того, чтобы ребёнок соответствовал планке, установленной тренером...
Изучаемые предметы, а скорее многообразие окружающего мира нужны, в первую очередь, для познания человеком самого себя. И именно в раннем возрасте такое познание искренне, не затуманено системой оценивания и принуждения.
Малышу действительно нравится читать книжки, просто потому что это интересно! Маленького ребёнка не оторвать от копошащихся букашек или камешков на улице. А как дети рисуют!! В ход могут пойти и стены и пол, про лицо и руки можно и не упоминать. Но даже у такого маленького ребенка есть свои предпочтения. Кто-то вообще не притронется к краске или убежит в испуге от жуков. А другой - будет с увлечением все раскрашивать и пачкаться. Изучать пауков, личинок, ковырять муравейник палочкой.
Внимательные взрослые могут заметить предпочтения малышей и помочь им развить внутренние склонности и задатки. И такая помощь - это и есть раннее развитие. В данном случае - это создание определённых условий, которые помогают ребёнку понять самого себя, свои возможности и окружающий мир.
Внимательные взрослые понимают, что сами они тоже одновременно учатся со своим малышом. Растут личностно сами. И они не всесильны, и многому им тоже надо учиться.... Поэтому здорово, если рядом оказался специалист, который поможет создать условия для увлечения ребёнка, к примеру.... шахматами! Или произведениями художественного искусства!
Все трое моих сыновей с 2,5 лет занимались шахматами.... Я никогда не понимала и, видимо, поэтому не любила эту игру...
Но увлеченная идеями раннего развития, знала, что шахматы помогают раскрыть математические способности, создать основу для пространственного мышления, создают базу для формирования аналитического мышления. Мои, теперь уже взрослые дети, с удовольствием до сих пор играют в шахматы.
А в детстве были и курьезные случаи за границей, когда мои дети в 5 или в 6 лет обыгрывали взрослых серьёзных дядечек, управляющих компаний.... На что иностранные гости, обижаясь, говорили, что в России все дети играют в шахматы и с детства их приучают! Поэтому и с математикой, мол, у них все в порядке...
Но что интересно! Я то, решая задачки в 2 и 3 хода вместе со своими детьми тоже научилась играть в шахматы. И даже могу разыграть итальянскую партию...
Но! Я это все равно не люблю и не хочу делать. Хоть теперь и понимаю. Как будто от меня поезд ушёл. Осталось ощущение, что все равно я не смогу, это не моё, не получится, не так.... А ведь именно в школьном детстве и был горький опыт неудач в шахматном деле. Никто и никогда не раскрывал передо мной красоты шахматных партий, не рассказывал в сказках приёмы "тётушки совы", не учил как ведут себя фигуры на поле через увлекательную игру... Я про условия. Не было условий для развития этого навыка. И осталось ощущение, что дверь закрылась.
Вот так и с ранним развитием в любой сфере. Если не создавать определённые условия для раскрытия талантов ребёнка, то двери захлопнутся. И останется один длинный коридор, в котором есть место только принуждению, рейтингам, сравнению, натаскиванию на знание предмета. А для чего? А ребёнок и не знает. Поэтому потом обучение в школе превращается для многих в каторгу.
Моим мальчишкам повезло, нам встретился педагог, увлеченный своим делом, знающий методику раннего погружения детей в шахматный мир. Не было цели сделать их них шахматистов. Было желание показать им богатство окружающего мира.
Удалось. Играть любят до сих пор. Шахматы везде берут с собой в дорогу. С удовольствием решают математические задачи на шахматные темы. Стремятся поучаствовать в турнирах и соревнованиях.
И так со многими предметами, так как педагогов, увлеченных ранним развитием, становится все больше! И это радует!!!
Уникальность раннего развития состоит в том, что ребёнку можно попробовать себя в любой сфере. Причём без ущерба для другой предметной деятельности. Дело в том, что временной отрезок занятия с малышами достаточно короткий. И, как правило, раннее развитие происходит в комплексе. Занимаясь, к примеру, ранним английским, малыши и поют, и рисуют, и делают поделки, и танцуют и пр. То есть одновременно раскрывают перед собой законы окружающего мира, через различные виды деятельности, но на другом языке. Ведь малыши не будут сидеть, выписывать слова в словарь, писать диктант, и пересказывать текст! Раннее развитие происходит в игре. Поэтому многие взрослые и не понимают отличия повседневной детской игры от игры на специальных занятиях в раннем детстве.
Специалисты по раннему развитию умело и ловко организуют направленную предметную игру так, что ребёнок учится, не замечая этого. Внешне кажется, что малыш просто играет, радуется и возится, занимаясь с увлечением каким-нибудь делом. Но педагог не только чутко наблюдает за происходящим, он аккуратно управляет процессом так, чтобы ребёнок усвоил определенные понятия или научился какому-то конкретному навыку через игру.
Приобщаясь к работе через игру в раннем детстве, ребёнок в дальнейшем ощущает потребность в данном виде деятельности. У малыша вырабатывается "привычка" заниматься и трудиться.
Все познаётся в сравнении. За много лет работы с детьми, у которых внимательные родители, а дети с раннего возраста получили богатый сенсорный, предметный опыт, я заметила разницу в установках в обучении детей.
Те, кто получил ранее развитие - легко, непринуждённо, с радостью и удовольствием преодолевают школьные годы. Повзрослевшие дети имеют перед собой цель, мечты и стараются их достигнуть. Не обязательно эти дети учатся только на 5. И выигрывают все олимпиады. Но их отличает некое озорство, неподдельный интерес к происходящему, чуткое и доброе отношение к другим людям.
Почему? Да, потому что они сами уважают себя и свой труд.
Если же ребёнок с раннего детства не был окружён теплом, вниманием, заботой, новыми открытиями, чтением красивых книг, походами в интересные места, благородной музыкой, опытом совместной деятельности... То научить его после 7 лет трудиться и познавать будет гораздо, гораздо сложнее.
Так как сензитивный период, когда формируется фундамент личности ребенка, уже упущен. И далее достучаться, дотронуться до внутренних ценностей и установок растущего человечка будет очень сложно.
Поэтому, на мой взгляд, раннее развитие просто необходимо тем, кто хочет пройти свой жизненный путь в гармонии с собой и окружающим миром.