Как заниматься с малышом… музыкой!

Мы хотим, чтобы ранние музыкальные занятия с ребенком проходили только со знаком ПЛЮС, ведь целью таких занятий будет гармоничное развитие маленького человека.

Чтобы процесс раннего музыкального обучения был эффективным необходимо подойти к нему с учетом психофизических особенностей развития детей младшего дошкольного возраста. А они, эти особенности, таковы:

  • - преобладание эмоционального компонента (над рациональным),
  • - возникновение и формирование представлений о себе - как личности,
  • - потребность в общении со сверстниками и взрослыми,
  • - ситуативность и спонтанность действий,
  • - преобладание непроизвольного внимания над произвольным,
  • - повышенная потребность в движении,
  • - повышенная чувствительность к отношению других людей.

Помещение, в котором проводится занятие, также имеет немаловажное значение. Светлое, уютное место проведения музыкальных игр станет любимым для ребенка, если он в какой- то степени чувствует себя в нем хозяином. Мне часто приходилось наблюдать, когда удобные комфортабельные кабинеты вызывали у маленьких детей состояния замкнутости, застенчивости, робости. В этом случае, авторитет преподавателя подавлял все творческие способности дошкольников. Красивые, звучащие инструменты не привлекали внимание детей, малыши ждали указаний воспитателя. Если инструменты или пособия лежат на местах, привлекающих внимание ребенка, то тогда нужно дать детям возможность воспользоваться ими.

Занятия должны начинаться в то время, когда удовлетворены насущные физические потребности ребенка, т.е. он не голоден, не хочет спать, не устал.

На мой взгляд, наиболее эффективна в этом возрасте работа в индивидуально–групповом режиме. Индивидуальные занятия позволяют ребенку сосредоточиться на деталях, уделить больше внимания занимающей его теме. Например, он может большую часть времени посвятить игре на каком-либо музыкальном инструменте: это может быть игра по картине, игра-диалог и др.

*****

Мини-групповые занятия (4-5человек) отвечают потребности ребенка в общении с другими детьми. Знание и применение психолого-педагогических методов работы в группе помогает преподавателю построить процесс взаимодействия малышей на музыкальных занятиях. Для работы с маленькими детьми наиболее важными являются:

  • - четкое начало и конец занятия. Например, ритуалы приветствия и прощания. Это позволяет ребенку вовремя включиться в процесс обучения и выйти из него без негативных эмоциональных всплесков.
  • - ситуация принятия. Между участниками процесса происходит взаимодействие. Маленький ребенок должен чувствовать, что его принимают и понимают таким, какой он есть. У каждого из ребят свой темперамент, характер, особенности усвоения материала. Преподавателю нужно уметь отключаться от своих проблем и стараться воспринимать ребенка, не навешивая ему ярлыков. Дети 2-3 лет очень чутко воспринимают отношение к ним взрослых и других сверстников. Не всегда они могут выразить словами то, что чувствуют. Доверие, искренность, безопасность отношений – основа конструктивного взаимодействия с дошкольниками.
  • - обратная связь. В процессе взаимодействия у каждого участника возникают определенные переживания. Умение откликаться на состояния детей становится важной составляющей в организации музыкальных занятий у младших дошкольников. Музыка может вызвать различные чувства у детей. Преподавателю необходимо реагировать на эмоциональные проявления, действия детей, так чтобы малыши были активно включены в процесс обучения.

С родителями ребятишек, которые у меня обучались, я часто обсуждала возможности музыкального развития детей. Оказалось, что многие взрослые хотели бы, чтобы их дети знали, понимали, любили классическую музыку. Как этого достичь с детьми, которым всего 1,5 – 3 года?

Я хочу вам предложить модель занятий классической музыкой с детьми младшего дошкольного возраста. Дети, которые занимались по данной методике, легко узнают композиторов по фотографиям, угадывают музыкальные отрывки (название и автора). В процессе выполнения упражнений у них развиваются творческие способности, координация, мышление, воображение, память, внимание и главное, любовь и понимание классической музыки.

*****

Обучение дошкольников классической музыке имеет специфические особенности.

Музыкальные отрывки должны быть картинными, конкретными и понятными. Музыка – искусство метафизическое, звучание нельзя пощупать, увидеть. Его можно только услышать и создать внутри себя собственную картину вИдения произведения. Маленькие дети еще не способны воспринимать абстрактные музыкальные классические произведения. Очень чувствительные дети сильно реагируют даже на легкие минорные звучания. Ритмичные, в среднем и высоких регистрах звуки вызывают у малышей желание двигаться, играть на музыкальных инструментах.

Классические произведения, с которых можно начинать знакомство с классической музыкой.

  • Римский – Корсаков «Полет шмеля»
  • Шуберт «Форель»
  • Моцарт «Катание на санях»
  • Сен-Санс «Лебедь», «Аквариум»
  • Дебюсси «Лунный свет»
  • Лядов «Музыкальная шкатулка»
  • Вивальди «Времена года»
  • Боккерини «Менуэт»
  • Чайковский «Марш деревянных солдатиков», «Новая кукла», «Болезнь куклы»
  • Шопен «Капли дождя» (1 часть)
  • Бах «Шутка»

*****

Слушание музыки обязательно должно проходить активно, с использованием игрушек, различных предметов. Дети дошкольного возраста не готовы ПРОСТО СИДЕТЬ и слушать музыку. Им необходимо двигаться, играть. Эту особенность можно использовать. Посмотрите фрагмент такого музыкального урока.


*****

На примере 2-3 произведений я постараюсь показать, как можно организовать «активное слушание».

Сен-Санс «Лебедь».
Из белой бумаги вы заранее вырезаете нужное вам количество белых крыльев. На маленькую булавочку эти крылья прикрепляются к одежде детей (одну пару вы непременно должны оставить для себя и тоже прикрепить). Когда начинает звучать музыка вы плавно, в такт ей начинаете двигаться. Дети очень любят смотреть на себя в зеркало, когда «пролетают». «Летать» можно и рядом с портретом Сен-Санса. Во время звучания музыки вы несколько раз повторяете фамилию композитора и название произведения. Нет необходимости придумывать специальные движения. Дети легко запомнят произведение через собственное движение и тот образ, который у них получился.

Шуберт «Форель».
Не все дети знают, что такое форель. Поэтому для начала им следует ее показать (на картинке или игрушке). Затем вам понадобится таз с теплой водой. Дети располагаются вокруг воды, а когда вы им скажете название произведения, и начнет звучать музыка, их ручки превратятся в рыбок. Данное упражнение способствует развитию кинестетических ощущений. В ритм музыке ручки-рыбки двигаются в воде. «Поток смутил он в ту ж минуту», - вы круговыми движениями мутите воду и ловите ручки ребят.

Лядов «Музыкальная шкатулка».
Скорее всего, само название произведения вам уже подсказывает, что для выполнения упражнения понадобится музыкальная шкатулка. Красивая, маленькая - она завораживает ребят. В такт музыке дети передают ее из рук в руки, ритмично раскачивая.

Боккерини «Менуэт».
Менуэт – французский танец, который исполняется маленькими шажками. Учить танцевать менуэт - не так-то просто. Тем более, что вам нужно, чтобы дети только запомнили музыку. Позвольте им самим исполнить каждому свой менуэт, главное условие - маленькие шажки. Упражнение можно превратить в игру. Ведущий танцует менуэт, остальные участники превращаются в скульптуры: стоят неподвижно в какой-нибудь позе. Танцующий, прикасаясь рукой к «скульптуре», оживляет ее, сам становясь неподвижным. Так по очереди все ребята смогут исполнить танец. Для выполнения неподвижных фигур я использовала наборы фотографий со скульптурами. Сначала дети изображали те позы, которые были на картинках, потом придумывали свои.

*****

Сформулирую общие правила изучения классической музыки детьми дошкольного возраста:

  • - перед выполнением упражнения необходимо показать портрет композитора, озвучить его фамилию и название произведения (очень удобно, когда фамилия и название записаны на звуковом носителе перед звучащим произведением),
  • - в процессе звучания музыки несколько раз повторять название и фамилию автора,
  • - при выполнении упражнений следовать за творческими пробуждениями детей,
  • - каждое упражнение выполнять на 2-3 занятиях. Затем начинать новое. На каждом занятии повторять композиторов и произведение: демонстрировать портрет и помогать детям вспомнить название, проигрывать отрывки знакомых произведений и просить угадывать название и автора.

В такой форме малыши легко запоминают музыкальные отрывки. Дошкольники очень гордятся тем, что могут узнать композиторов в музее, филармонии, книгах. Родители моих учеников отмечали, что у детей вырастал интерес к классической музыке: они угадывали музыкальные отрывки, звучащие по радио, садились смотреть и слушать музыкальные передачи по телевизору и т.д.